Упражнение от страха публичных выступлений

Благодаря этим советам (и упражнениям, которые Вы можете выполнять в своем воображении) Вы перестанете цепенеть от ужаса при одной мысли о публичном выступлении и превратитесь в замечательного оратора, способного вдохновить свою аудиторию.

ПОНЕДЕЛЬНИК, 9 УТРА.

Вы настолько далеки от мысли о публичном выступлении, насколько это вообще возможно, и тут ваш начальник вызывает вас к себе и ставит перед фактом, заявляя о том, что на следующей неделе Вы должны провести презентацию перед аудиторией из пятидесяти коллег.

Как Вы отреагируете?


Вы воспримете эту необходимость как часть вашей повседневной рутины – и ничего больше?

Вы примете этот вызов и задумаетесь о том, как Вы можете сделать свою презентацию захватывающей, информативной и вдохновляющей?

Или, как это бывает во многих случаях, в глубине души Вы готовы скорее умереть, чем встать перед аудиторией и превратиться в объект пристального внимания и изучения тяжелых испытующих взглядов своих коллег по работе?

Но может ли посредственный оратор овладеть умениями и навыками, которые помогут ему вдохновить свою аудиторию, как будто погружая ее в транс?

Может ли человек, который приходит в настоящий ужас при одной мысли о публичном выступлении, научиться расслабляться в ходе произнесения речи или проведения презентации и даже получить от нее удовольствие?


Несомненно, ответом на два последних вопроса будет ДА!



ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ЗАНИМАЮТ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ МЕСТА В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Мы живем в информационном обществе. Это может показаться избитой банальностью, но на самом деле это – истинная правда!

Никогда раньше мы не могли с такой легкостью получить доступ к такому огромному массиву разнообразной информации. Мир меняется и развивается с такой бешеной скоростью, что нам приходится постоянно работать для того чтобы "идти в ногу со временем" и сохранить преимущество в этой "игре".

В наши дни нам приходится гораздо чаще, чем когда-либо, передавать информацию другим людям – эта передача является неотъемлемой частью постоянного обновления и развития. Нам все чаще приходится произносить речи и проводить презентации перед своими коллегами и работниками других отделов.


ВАМ НУЖНО ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД, И ДЛЯ ЭТОГО ВАМ НЕОБХОДИМО ПЕРИОДИЧЕСКИ ВЫСТУПАТЬ НА ПУБЛИКЕ!

Но как часто нас учат искусству публичных выступлений? Много ли у нас возможностей овладеть необходимыми умениями? Все эти навыки и умения можно разделить на 2 группы:

  • Навыки и умения, позволяющие эффективно представить материал и донести информацию до аудитории; также к этой группе относится умение использовать обучающие средства, собственный голос, определенную структуру презентации и т.д. и т.п.
  • Навыки и умения, позволяющие оратору управлять самим собой; в том числе способность оставаться спокойным и собранным перед аудиторией.

Освоение этих умений и навыков не только в корне изменит качество ваших речей и презентаций, но и поможет вам получить удовольствие от публичного выступления.

Овладение искусством публичных выступлений не только превратит вас в замечательного оратора, - эти навыки и умения благотворно повлияют на вашу карьеру, изменят к лучшему вашу социальную жизнь и позволят вам получить больше удовольствия от своей работы в общем и целом.



НО ЧЕГО МЫ БОИМСЯ, КОГДА РЕЧЬ ЗАХОДИТ О ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ?

"Лишиться дара речи" и в итоге так и не выдавить из себя ни единого слова.

Забыть содержание своего выступления, потому что все эти идеи просто "вылетели из головы".

Столкнуться с враждебно настроенным оппонентом "из ада".

Столкнуться со слушателем, который знает эту тему лучше нас.

Слишком явно и очевидно продемонстрировать свою нервозность – так, что это будет заметно для слушателей.

Не сдержаться и с криком выбежать из комнаты.

"Опозориться", выдав просто ужасную речь или презентацию, которая навсегда разрушит ваши карьерные перспективы/вашу деловую репутацию.

Столкновения с так называемым "вопросом из ада", на который мы не сможем ответить.

Стать объектом обсуждения слушателей, либо столкнуться с полным игнором с их стороны (до такой степени, что они просто встают и уходят).

Умереть прямо на сцене. Ну ладно, мы выдумали этот страх для ровного счета – так, чтобы у нас было ровно 10 пунктов :-)



ЧТО ДЕЛАТЬ С БОЯЗНЬЮ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Во-первых, нам необходимо принять тот факт, что на самом деле мы нуждаемся в страхе. Если бы мы не могли бояться, то человек разумный как биологический вид не дожил бы до сегодняшнего дня – именно страх помог нашим далеким предкам выжить в мире, полном огромных хищников, которые были намного быстрее и намного сильнее их.

Когда мы испытывает сильный страх, подсознание выходит на передний план и начинает доминировать, настраивая наш организм на совершение активных действий на физическом уровне. При столкновении с реальной физической угрозой мы реагируем автоматически, и в данном случае приоритетом является быстрота реакции. В определенных обстоятельствах мгновенная реакция может спасти нам жизнь.

Во время проявления реакции "бороться или бежать" наше дыхание учащается – таким образом наш организм готовится к интенсивной и, возможно, изнурительной физической нагрузке. Вы можете заметить усиление потоотделения (таким образом ваше тело пытается охладиться), или Вы можете обнаружить, что Вы просто не способны ясно мыслить. Выживание в примитивных условиях в основном подразумевает активные действия, а не размышления.


На самом деле легкое беспокойство очень полезно и даже необходимо в ходе публичного выступления – оно облегчает вспоминание, повышает уровень энергии, помогает сохранить концентрацию и делает вашу речь или презентацию более динамичной и выразительной. Слишком расслабленный и отстраненный оратор с большей долей вероятности покажется скучным и утомит слушателей!



И ВОТ КАК ВЫГЛЯДИТ ОБЫЧНАЯ "МОДЕЛЬ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА":

  • Вы столкнулись с необходимостью произнести речь или провести презентацию, и день Х неумолимо приближается.
  • Вы думаете о предстоящем выступлении, представляете себе, что все идет не так, и испытываете тревожность.
  • Даже не осознавая того, что Вы делаете, Вы формируете в своем сознании ассоциацию между мыслью о публичном выступлении и реакцией страха. Со временем эта ассоциация закрепляется в вашем сознании.
  • Вы попадаете в эту ситуацию в реальности и действительно испытываете страх!



НАС ПОСТОЯННО ПРЕСЛЕДУЮТ ДРЕВНИЕ ИНСТИНКТЫ, ЗАЛОЖЕННЫЕ В НАШЕМ МОЗГЕ

  • Иван Павлов провел серию экспериментов, которые показали, что собаки, постоянно, день за днем слышавшие звон колокольчика перед кормлением, через некоторое время демонстрировали усиление слюноотделения при одном звуке этого колокольчика – даже тогда, когда его звон не сопровождался кормлением. И точно так же люди, которые постоянно, раз за разом испытывали страх в те моменты, когда они представляли себе определенную ситуацию, обнаруживают, что при столкновении с этой ситуацией в реальности они тоже испытывают страх.
  • Однако мы, люди, можем создать в своем сознании новые ассоциации – например, мы можем связать ходьбу по натянутому канату, участие в боевых действиях или обезвреживание бомбы с состоянием спокойствия на психологическом уровне.

И ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ СВОИ АССОЦИАЦИИ с помощью этого упражнения, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРОГО займет всего десять минут

Найдите тихое место, в котором вас точно никто не побеспокоит на протяжении 10-15 минут. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на своих руках. Представьте себе, что они будут чувствовать в состоянии расслабления.


  • Пока это расслабление постепенно распространяется, позвольте своему сознанию перенестись в тот момент времени, когда Вы действительно могли насладиться комфортом. Может быть, в тот момент Вы лежали в горячей ванне или слушали музыку, или, может быть, это был вечер, в который Вы приятно проводили время в компании друзей, смеялись и беззаботно веселились.
  • Перенеситесь в реальность этого момента. Вспомните все эти цвета, формы и звуки, а также вкусы и запахи, ассоциирующиеся с этим моментом полного комфорта. Возродите в своей душе все эти позитивные переживания. Каково это – вновь пережить этот момент радости и счастья? Позвольте этим переживаниям постепенно формироваться и усиливаться – так, как будто Вы снова вернулись в ту ситуацию.
  • Как только Вы прочувствуете все эти ощущения, представьте себе экран телевизора, на котором Вы видите самого себя – того себя, который выходит на сцену в тот самый день Х и начинает свое выступление, и при этом он выглядит собранным и расслабленным. Какие именно особенности поведения "того вас на том экране" дают вам знать о том, что он чувствует себя комфортно?
  • А теперь перенеситесь на этот экран, внутрь этого переживания и прочувствуйте, каково это – выступать на публике в том состоянии, которым Вы наслаждались в первом воспоминании. Уделите некоторое время на то, чтобы действительно насладиться этим спокойствием, комфортом и другими позитивными эмоциями – так, как будто Вы видите все это во сне и полностью присутствуете в этом моменте. На несколько минут отдайтесь всем этим переживаниям, а потом откройте глаза. Вы почувствуете себя отдохнувшим и свежим.
  • Прочтите все эти указания несколько раз для того чтобы закрепить их в своем сознании. Выполняйте это упражнение регулярно и обращайте внимание на малейшие изменения, которые Вы получаете в результате.



ЧТЕНИЕ состояния СОЗНАНИЯ по выражению лица


Поначалу, когда я только начал регулярно выступать перед аудиторией, я слишком сильно концентрировался на том, как выглядят мои слушатели, как они смотрят на меня, что выражают их лица. Я был невероятно чувствительным ко всем этим моментам, и во время презентации я пытался "прочитать" их настроение по лицу.

  • Они хмурятся?
  • Или они смотрят на меня пустыми глазами, а на их лицах не отражается никаких эмоций?
  • Их лица говорят о том, что они настроены враждебно?


  • И когда я не видел ни одной улыбки в зале, я начинал беспокоиться. Обычно я выбирал того слушателя, который, как мне казалось, был настроен наиболее дружелюбно, и концентрировался во время выступления только на нем, обделяя вниманием всех остальных.
  • Однажды я проводил двухдневный семинар, на котором присутствовало около 50 человек. В первом ряду сидела женщина, которая пристально смотрела на меня, постоянно хмурилась и иногда даже начинала качать головой!
  • Я всячески старался не смотреть на нее, и я действительно радовался тому, что она не задавала мне вопросов. И на второй день, после окончания семинара, когда я попрощался со всеми и собирал свои вещи перед уходом, ко мне подошла эта дама. "Ну вот, началось!" - подумал я. Но, к моему крайнему удивлению, она начала рассказывать мне о том, что ей очень понравился мой семинар. Она расхваливала мои обучающие методики и выразила благодарность за эффективные тренинги, на которых она получила много новых знаний – она даже не думала, что она сможет получить ТАК МНОГО полезной информации!
  • С тех пор я не пытался строить догадки по поводу того, что думает каждый из моих слушателей. Если я подозреваю, что кому-то не нравится мое выступление, я налаживаю контакт с этим человеком и даю ему возможность сказать об этом. Я считаю, что он сам несет за это ответственность – можно даже сказать, что это его обязанность.
  • Как только я научился расслабляться и наслаждаться выступлением на публике, я заметил, что мое восприятие постепенно меняется. Теперь я воспринимал те сигналы, которые раньше казались мне проявлениями враждебности, как проявления нервозности самого слушателя. И вместо того, чтобы исключать таких слушателей из зоны моего восприятия для того чтобы я мог почувствовать себя комфортно, я начал делать все возможное для того чтобы они чувствовали себя легко и непринужденно.




Помните о том, что если в ходе презентации кто-то из слушателей вмешивается в ваше выступление и нарушает его плавное течение, не Вы один будете раздосадованы таким поворотом событий.

Как правило, во время речи или презентации слушатели ведут себя прилично. Если кто-то начинает отпускать саркастичные комментарии или перебивать вас, у вас есть несколько вариантов. И вот что Вы можете сделать:


Перед началом своего выступления Вы можете попросить слушателей поднимать руку перед тем, как отпустить комментарий или задать вопрос; либо Вы можете сразу же обозначить специальное время для обсуждения – например, Вы можете ответить на все вопросы после окончания презентации.

Если кто-то из слушателей начинает перебивать вас или отпускать ремарки "в сторону", Вы можете вежливо напомнить ему о том, что Вы говорили в начале выступления. Большинство людей сразу же реагируют на такое замечание.

Если кто-то из слушателей заявляет, что он кардинально не согласен с вашей точкой зрения/высказанными вами идеями, Вы можете попытаться переубедить его, либо Вы можете вынести этот вопрос на всеобщее обсуждение и вовлечь в дискуссию остальных слушателей. Скорее всего, в ходе общего обсуждения другие слушатели начнут защищать вашу позицию за вас. Помните о том, что ваша основная задача – представить свои идеи или определенный объем информации в увлекательной и захватывающей манере. Вы не должны вступать в спор с одним слушателем, обделяя вниманием всех остальных.

Если Вы чего-то не знаете, признайте это и пообещайте уточнить этот вопрос специально для слушателя, который его задал.

Скажите слушателю о том, что Вы вернетесь к этому вопросу чуть позже.

Попросите его подойти к вам после презентации, потому что ваше время ограничено, а вам нужно охватить довольно большой объем материала. Но после окончания презентации Вы будете рады обсудить с ним этот вопрос.

Придерживайтесь своего плана, рассматривайте основные моменты в установленном порядке. Вы не должны отвечать на вопросы немедленно или принимать условия слушателя, задавшего этот вопрос. Если слушатель хочет отклониться от темы, он может обсудить этот момент чуть позже или во время перерыва.

Помните: Вы не обязаны оправдываться перед слушателями и доказывать им свою компетентность. Сами слушатели тоже участвуют в этом процессе и несут определенную ответственность – на самом деле от них зависит ровно "полдела". Они должны быть вежливыми, слушать оратора, впитывать полученную информацию, задавать вопросы по теме выступления и сохранять тишину в те моменты, когда это необходимо. Вы как оратор не несете ответственности за эти моменты.


Вам следует уделить особое внимание ПОДГОТОВКЕ

  • Вы почувствуете себя уверенно в ходе выступления только в том случае, если Вы будете досконально знать материал. Колебания, нерешительность и постоянное чтение с листа не сделает вашу презентацию увлекательной и захватывающей!
  • Закрепите в памяти основные "вехи" своей речи или презентации и как следует изучите содержание: сделайте его "своей собственностью" - это придаст вам уверенности и позволит вам довериться самому себе, осознавая, что Вы сможете вспомнить все это в нужный момент.
  • Многие искусные ораторы используют интеллект-карты или "карты сознания" в ходе подготовки речей и презентаций. Эта методика облегчает процесс запоминания и впоследствии помогает быстро вспомнить материал в тот момент, когда Вы стоите перед аудиторией и "делаете это". Прочтите книгу Тома Бьюзена "Интеллект-карты. Практическое руководство", которая стала настоящей классикой.
  • Репетируйте свою речь вслух до тех пор, пока Вы не почувствуете себя комфортно в ходе "разговорного" изложения всех этих материалов. Отрабатывайте выступление до тех пор, пока Вы не поймете, что содержание вашей речи действительно закрепилось внутри вашего сознания и "стало вашей собственностью", - это понимание подарит вам ощущение безопасности и уверенности. Так замечательно осознавать, что Вы можете просто довериться собственному подсознанию, которое поможет вам донести до слушателей необходимую информацию в нужный момент! (Но это не означает того, что Вы не можете держать при себе заметки – просто на всякий случай!) Помните о том, что проговаривание своей речи вслух наедине с самим собой может показаться искусственным и наигранным, поэтому вам было бы лучше тренироваться перед аудиторией.
  • Не забудьте позаботиться о моментах, связанных с умением "управлять самим собой". Если Вы слишком сильно тревожитесь, или в прошлом у вас был негативный опыт публичных выступлений, рассмотрите возможность прохождения программы аудиогипноза, которая поможет вам расслабиться в достаточной степени и подготовиться к выступлению на психическом уровне. Как только на "задворках" вашего сознания закрепится позитивный шаблон желательного для вас развития событий, вам будет гораздо проще провести эту презентацию и сделать ее действительно интересной, информативной и увлекательной.



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРА (как говорится, шутят только уверенные в себе – неуверенные только отшучиваются ;-) )

  • В ходе публичного выступления юмор помогает закрепить определенные идеи в сознании слушателей, добавляет яркости вашей презентации, а также весьма эффективно выявляет и разъясняет неожиданные перспективы. Но вам также нужно помнить о том, что юмор должен органично вписываться в ткань повествования и он должен быть (или хотя бы казаться) спонтанным.
  • Если слушатели молчат и никак не реагируют на одну из моих драгоценных отточенных острот (конечно же, так происходит крайне редко ;-) ), я могу отпустить комментарий по поводу гробовой тишины в зале, и эти комментарии часто вызывают улыбки и смешки.
  • Если Вы пытаетесь шутить и при этом кажетесь испуганным, ваши слушатели могут не отреагировать на эту шутку так, как они могли бы отреагировать в ином случае (если бы Вы чувствовали себя расслабленно). Вы передаете им двойственное сообщение: ваши слова говорят "Я – творческая личность и хочу показаться смешным", а тон вашего голоса, положение вашего тела и другие подсознательные сигналы буквально кричат "Я боюсь!". Помните о том, что в ходе общения люди в большей степени полагаются на неосознанные элементы коммуникации.
  • Я считаю, что вам в любом случае стоит использовать юмор – такой риск оправдан, потому что юмор сделает вашу речь или презентацию куда более интересной и захватывающей. И, Вы знаете, это так здорово – заставлять своих слушателей буквально надрывать животы от хохота!



Налаживайте зрительный контакт с каждым слушателем по очереди.

Помните о том, что некоторые слушатели могут испытывать нервозность. Помогите им почувствовать себя легко и непринужденно.

Используйте средства визуального представления информации там, где они будут полезны и уместны. Люди любят наглядность. Вы можете использовать флипчарты, проекторы, видеоролики – все эти средства помогут вам сделать свою речь или презентацию куда более увлекательной и запоминающейся. Однако визуальный способ является не самым лучшим вариантом для передачи информации, включающей слишком много деталей, или какой-то чисто технической информации. Постарайтесь сделать свои наглядные материалы настолько простыми, насколько это возможно. Если визуальные средства не вписываются в концепцию вашего выступления, помните о том, что "слова рисуют картины в сознании слушателя".

Рассмотрите возможность подготовки раздаточного материала – ваши слушатели смогут взять эти распечатки с собой, и впоследствии эти материалы помогут им вспомнить содержание вашей речи. Кроме того, им будет приятно получить что-то "бесплатно". Однако не стоит делать эти материалы объемными – слишком большое количество информации может отпугнуть ваших слушателей. Опять же, Вы же не хотите того, чтобы все читали эти распечатки во время вашего выступления! Тщательно выбирайте информацию, которую Вы хотите представить в этих раздаточных материалах.

Не забывайте о том, что у ваших слушателей тоже есть определенные обязанности – не все зависит только от вас!

Не стоит думать "Как я переживу все это?". Думайте "Как я могу проявить себя в лучшем виде во время этого выступления?".

Точно так же, как и в других сферах жизни, вам стоит помнить один важный принцип: вам нужно знать, куда именно Вы направляетесь, если Вы действительно хотите попасть в эту точку. Гоните мысли вида "Надеюсь, что я не буду паниковать", - вместо этого представьте себе это выступление таким, каким Вы хотите его видеть, во всех красках и деталях.

Во время презентации меняйте тон своего голоса и скорость речи. Передавайте свою энергию аудитории в те моменты, когда это необходимо, и замедляйте темп речи в какие-то другие моменты для того чтобы усилить концентрацию слушателей, как будто "подманивая их поближе".

Выполняйте упражнение, описанное в начале раздела, снова и снова, - до тех пор, пока Вы не заметите, что Вы действительно способны расслабленно воспринимать необходимость выступить с презентацией. Помните о том, что мир нуждается в искусных ораторах, миру нужны люди с развитыми коммуникативными навыками. И если даже такой робкий и трусливый от природы человек, как я, смог их развить, у вас это обязательно получится! :-)




ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ: ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ МОЖЕТ принести вам радость и удовольствие!

Как только Вы начнете получать удовольствие от публичных выступлений, действительно наслаждаясь собственной презентацией или какой-то ее частью, эти позитивные эмоции повысят вашу уверенность в себе, - они станут той движущей силой, которая подтолкнет вас вперед и поможет вам действительно включиться в этот процесс, в полной мере проявляя свой потенциал!

А упражнения и советы, представленные в данной статье, помогут вам освоить искусство публичных выступлений и стать замечательным оратором. Удачи!


Что такое гипноз
Однажды на вечеринке в ходе непринужденной беседы друг моего друга задал мне тот вопрос, которого я боялся больше всего: "Как ты зарабатываешь себе на жизнь?".
Социальная фобия - Постоянно проявляющаяся боязнь одной или нескольких ситуаций общения или ситуаций, связанных с необходимостью проявления своего мастерства, в которых человеку придется столкнуться с незнакомыми людьми, или он сам станет объектом пристального наблюдения окружающих. Клиент тревожится по поводу того, что его поведение (или проявление симптомов тревожности) может показаться окружающим неприемлемым или оскорбительным, или он сам попадет в неловкую ситуацию. Важно: При работе с детьми специалисту необходимо проверить, владеет ли ребенок соответствующими его возрасту навыками налаживания отношений со знакомыми людьми. К тому же следует учитывать то, что в данном случае тревожность может проявляться в ходе общения со сверстниками, а не со взрослыми людьми.