Техники публичного выступления

- Пожалуйста, мы можем встретиться? Пожалуйста!
- Уже половина восьмого…
- Знаю, но я столбенею! Мне нужно выступить перед тремя сотнями людей завтра в девять и (всхлипывание) я не могу этого сделать…
8 советов, как оставаться спокойным и делать презентации, как профессионал

Мог ли я отказать? Через тридцать минут той дождливой ночью лицом к лицу Лена рассказывала мне, как она всегда ненавидела выступать на публике, как она однажды даже сбежала из комнаты за несколько мгновений до того, как ей надо было начать говорить, а также о том, как она в качестве регионального управляющего компании до изнеможения находила оправдания, чтобы не проводить презентаций перед коллегами. Следующего утра Лена ждала, как цунами, которое разрушит её карьеру.

Её случай типичный. Обычно людей, боящихся публично выступать, пугает одно и то же: пересохнет во рту, все мысли вылетят из головы, и оратор будет выглядеть глупо. Лена также рассказывала, что её ужасает, что другие заметят её нервозность, начнут прерывать её замечаниями, или она не сможет ответить на "адский вопрос" более осведомлённого человека из аудитории. Аудитория, перед которой Лена предстояло выступить завтра, по её мнению, была бесформенным монстром, единственной миссией которого было найти и уничтожить … Лена.

Я высказал мысль, что публичная презентация больше похожа на проведение совместных исследований какой-то области знаний, и если у других есть дополнения к тому, что Лена приготовила для презентации, то это также хорошо. Конечно, она слишком волновалась, чтобы сказанное мной её убедило, но позже я вернулся к теме, и Лена уже была более спокойной.

Я люблю трудности и в тот момент решил, что не просто помогу Лене пережить "кошмар" публичного выступления, но подготовлю её к захватывающему, завораживающему, веселому и удивительно содержательному разговору. Я знал, что она справится. Почему? Потому что я сам прошел через подобное. Сначала я дрожал перед дюжиной людей, а теперь я более, чем расслаблен перед сотнями слушателей.

Мы взялись за работу. Кое-что из того, что мы делали, легло в основу техник выступления на публике.



Готовьте больше, чем просто речь

Безусловно, вам стоит поторопиться с содержанием речи – она должна быть продолжением вас самих. Лена, как одержимая, заучивала свое выступление. Но вам также нужно подготовить и способ подачи, манеру держаться и излагать свои мысли.

То, какой мы представляем свою реакцию на будущие события, отражается на том, как мы в действительности себя поведём. Если я представляю, что рассыплюсь на части во время предстоящего визита к стоматологу, я фактически готовлю мозг ответить страхом, когда наконец дойду до дантиста.

Лена сказала мне, что хотела бы ощущать себя полностью расслабленной, когда стоит перед друзьями и работниками. Обладая многолетним опытом ведения перед сотнями человек семинаров длиной в целый день, я заверил Лену, что ей стоит сохранить это легкое ощущение подъема перед выступлением. Легкая нервная дрожь помогает всем сделать речь более глубокой, энергичной и даже вызывающей большее доверие. На нужном уровне эмоциональный подъем помогает вам быстрее вспоминать факты.

Сядьте и закройте глаза. Дышите глубоко (убедитесь, что ваш выдох дольше вдоха, так реакция расслабления включается быстрее). Теперь представьте себе сидящим в аудитории, смотрите на самого себя и видите себя перед выступлением, Вы выглядите расслабленным, дружелюбным, Вы на волне. Удивительно, насколько мощно эта техника самогипноза настраивает мозг на то, чтобы именно так всё и произошло в действительности.


Контролируйте свой разум

Страх парализует способность мыслить, но он также действует и по-другому. Если Вы заставляете себя думать, в результате ощущение страха снижается или вовсе отключается. Простейший способ сделать это – использовать числа. Когда мне впервые предстояло выступить перед аудиторией с сотнями слушателей, я заметил, что нервничаю и сразу подумал: "Николай, если 10 соответствует крайне напуганному человеку, а 1 – полностью расслабленному, где по этой шкале нахожусь сейчас я?" Я себе поставил 6.

Проделывая это упражнение, я задействовал рассудочную часть мозга, что сразу же ослабило воздействие его эмоциональной части. Само по себе это упражнение меня успокоило. Потом я сказал себе, что перейду к выступлению, только когда окажусь на 3, соответствующей умеренному уровню возбуждения. Сфокусировался на дыхании, продлевая выдох по сравнению со вдохом. Через минуту или около того я успокоился до 3. Такое упражнение возвращает вам самообладание. Это великолепная техника. Попробуйте : )


Спрячьте записи, вместо этого установите связь

Выступление – это путешествие. Вам нужны узнаваемые ориентиры, которые вели бы в выбранном направлении. Чтение по бумажке может превратить презентацию в ужасно невыразительную. Лена выучила свой текст и думала, что её дело – всего лишь бездумно выдать его, как полупереваренную пищу.

Нет! Во время великолепных речей складывается ощущение, что оратор и аудитория вместе открывают для себя что-то, словно Вы здесь и сейчас подключаетесь к масштабной базе знаний. Ваша речь должна казаться спонтанной, а не походить на воспроизведение заранее записанных фраз.

Выучите материал, чтобы Вы могли к нему естественным образом апеллировать так, словно говорите с другом. PowerPoint – это здорово, он может показывать ценную информацию и подсказывать, в каком месте презентации Вы сейчас находитесь. Но программа должна дополнять вас, а не наоборот.


Будьте человеком

Как бы ни был серьезен или насыщен фактами материал, вам нужно быть человечным. Расслабленная и разговорная речь воспринимается комфортнее, чем чрезмерно серьезная, монотонная или сухая манера подачи. Меняйте тембр голоса и выражения лица. Удерживайте внимание людей. Рассказывайте анекдоты и истории и в это время обыграйте их голосом. Если говорите о том, как кто-то был зол, имитируйте злобу в голосе. Если описываете вдохновенные воззрения вашей компании, говорите вдохновлено и взволнованно. Лучшие рассказчики передают каждый поворот своей истории не только словами, а каждой частичкой себя.

Рассказывая истории, используйте слова, чтобы рисовать образы в сознании ваших слушателей, а главную идею излагайте просто и ясно. Резюмируйте, объясняя простыми доводами, почему рассказали историю, но не утруждайте слушателей большим количеством деталей там, где они не нужны. По ходу выступления редактируйте его. Важно каждое слово, вне зависимости от того, сколь расслабленно и в разговорной манере Вы его произнесли.


Следуйте примеру великих ораторов

Нет, я не имею ввиду, что Вы должны с напыщенным видом спускаться на подмостки, демонстрируя при этом, какое у вас крутое аудио оборудование.

Наблюдайте так много расслабленных, умеющих развлекать и динамичных ораторов, как только можете, слушайте их. При этом концентрируйтесь на том, как у вас это может хорошо получиться, а не на тех нежелательных моментах, которые всё же могут случиться и пугают вас. Составьте свой сценарий. Подражание кому-либо дает возможность перенять его положительные качества и навыки, только когда Вы неоднократно контактируете с этим человеком или видите его в деле. Свои ранние выступления на публике я выстраивал так же, как другие ораторы (которых я обожал) вели лекции. Очень скоро Вы сами станете оратором, которому захотят подражать другие.


Устанавливайте взаимосвязь с аудиторией (но не волнуйтесь о ней)

Во время презентации у вас просто происходит разговор, хотя и довольно односторонний. Вам нужно быть самим собой. Ораторы не должны вдруг превращаться в "выдающие информацию машины". Сканируйте аудиторию глазами, иногда улыбайтесь и не фокусируйтесь на тех, кто выглядит более дружелюбно, в ущерб зрительному контакту с кажущимися хмурыми людьми. Не переживайте по поводу их лиц. Можно легко ошибиться, приняв отсутствующий взгляд или сдвинутые брови за признак того, что человеку не нравитесь Вы или ваш доклад. В действительности, слушатель может быть встревожен чем-то или просто напряженно сосредоточен.

Большинство слушателей не будут улыбаться до ушей и с энтузиазмом кивать всё время. Это нормально.


Там, где можете, используйте юмор

Юмор во время публичных выступлений способен зафиксировать какую-то мысль в сознании слушателей и обнаружить неожиданные перспективы. Конечно, юмор способен оживить всю вашу презентацию. Но он должен быть (казаться) спонтанным. Если однажды после моей бесконечно остроумной ремарки аудитория останется молчаливой, я немедленно запущу план Б и сдам задом. (Видите – это была шутка, но Вы не засмеялись!) Я вам наскучил? Нет, даже это в моем выступлении круто. Я и правда прокомментирую тот факт, что никто не смеялся. Иногда этого достаточно, чтобы рассмешить зал. Чаще да, чем нет. Людей смешат глупые шутки. В конце концов, Вы будете чувствовать себя более остроумным, чем Оскар Уайлд. Это великолепно! : )

Если Вы выглядите испуганным, когда шутите, аудитория может отреагировать не так, как когда Вы расслаблены, ведь Вы посылаете ей смешанные сигналы. Ваши слова говорят: "Смотрите, я творческий и веселый человек", но тон голоса, положение тела и другие неосознаваемые сигналы говорят: "Я напуган!". А люди во время коммуникации обращают гораздо больше внимания как раз на эти неосознанные элементы.

В общем, стоит рискнуть и сделать вкрапления юмора в ваш рассказ, так презентация станет более интересной и забавной. Кроме того, это прекрасное чувство, когда Вы доводите слушателей до того, что они хохочут во все горло!

(В тех местах выступления, где это предполагается! : ) )


Ухаживайте за аудиторией. Вы – папочка (или мамуля)!

Умелый оратор управляет настроением аудитории, определяя, но не диктуя его во время встречи. Это значит, что Вы определяете, когда можно задавать вопросы, сколько продлится встреча, может ли один человек задавать много вопросов, не давая этого сделать остальным. Вы – босс, хоть и очень демократичный.


Далее несколько (мини) советов для ораторов, которые хотят руководить аудиторией:

- В начале выступления попросите, чтобы люди поднимали руку до того, как задать вопрос или высказать комментарий, или выделите время на вопросы, скажем, в конце выступления.

- Если кто-то вас прерывает или уводит от темы, вежливо напомните этому человеку о вашей просьбе, высказанной в начале выступления. Большинство людей сразу же на это отреагируют.

- Если кто-то говорит, что абсолютно с вами не согласен, можете попытаться опровергнуть его слова или пригласить к дебатам более широкую аудиторию и тогда более вероятно, что люди станут защищать как раз вашу позицию. При этом оставайтесь спокойным – вам нечего скрывать. Помните, ваше дело – всего лишь излагать идеи и информацию наглядно и убедительно, а не вступать в споры с одним человеком из аудитории в ущерб другим. Попросите спорщика встретиться с вами после и продолжить дискуссию, так как ваше время ограничено, а материала для презентации еще много.

- Если кто-то задает вопрос, ответа на который Вы не знаете, признайте, что Вы этого не знаете и пообещайте выяснить или попросите задавшего вопросы выяснить это для вас, так как вам самому интересно знать. Даже самые великие эксперты не знают абсолютно всё. Тот факт, что Вы признаете, что чего-то не знаете, добавляет вам уважения. Вы не напрягаетесь по поводу незнания чего-либо, и ваша аудитория также не станет.

- Придерживайтесь главных моментов вашего выступления. Вы не обязаны немедленно отвечать на вопросы или отвечать так, как хотел бы задавший вопрос. Для разговоров не по теме будет возможность после выступления или в перерыве.

- Помните: не только Вы подстраиваетесь под аудиторию. Половина ответственности лежит на ней. Люди должны быть вежливыми, слушать и внимать тому, что Вы говорите, задавать вопросы по существу и понимать, когда надо сохранять тишину. Обучать аудиторию этому – не ваше дело.

И наконец, наслаждайтесь выступлением! Когда Вы наберетесь опыта, удивитесь, как комфортно будете чувствовать себя, почти как дома. Через несколько месяцев, когда Лена уже выступила с несколькими речами, она сказала: "Я уже срослась с этим занятием. Люблю выступать публично!"

Контактная информация