Как общаться с человеком настроения

Смена настроений – это естественно. Все мы можем быть не в духе, злиться, испытывать эффект черных и белых полос или просто "сходить с ума". Некоторые даже заявляют, что их притягивают люди настроения (непредсказуемость может быть интересна), но если вам за тридцать (биологически или психологически), то подверженность частой смене настроений уже теряет свою привлекательность.
7 советов, которые помогут пережить приливы, течения и ураганы настроения других людей

Что привлекательно в человеке, так это положительные черты и их разнообразие: веселость, ум, чувство юмора, артистичность, таланты, индивидуальность и широкий спектр интересов. Разносторонняя развитость для меня гораздо привлекательнее. Постоянная зависимость от настроения быстро становится изнурительной. Тем, кто романтизирует людей настроения, скорее всего, просто не приходилось жить с этим.


Оправдания частой смены настроений

Подростковый возраст является традиционным периодом частой смены настроения. Из-за юности и своенравных гормонов подросток, возможно, еще не научился управлять своими эмоциями, и, честно говоря, префронтальные доли мозга (которые, в частности, регулируют самоконтроль и управление настроением) продолжают физически расти до 21 года. В этом возрасте молодой человек (мы надеемся) начинает мыслить разносторонне и контролировать свои позывы.

Возможно, человек с частой сменой настроения переживает трудный этап в жизни. Может быть, он истощен, болен, хронически обеспокоен чем-то, или ему не хватает любви, сна, приключений или чувства безопасности. Такие люди нуждаются в поддержке, заботе, в том, чтобы их выслушивали. Определенно, клиническая депрессия и другие расстройства настроения влекут за собой крайние проявления колебаний настроения. Но есть и другой тип смены настроений, присущий "хитрецам", которые используют свое настроения, чтобы запугивать и манипулировать. Именно этот аспект я хочу рассмотреть.


Смена настроений порождает отрицательные качества

Люди могут страдать от частой смены настроения, потому что их жизнь, то, как они ведут ее, не может отвечать их эмоциональным потребностям, что приводит к побочному эффекту – повышенной изменчивости настроения. Скорее всего они не всегда такие и, очевидно нуждаются в помощи (хотя, какова бы ни была причина изменчивости настроения, вам, возможно придется самим оберегаться и бороться с этим).



Манипуляторы с частой сменой настроения – это совсем другое дело. Если Вы взгляните на таких людей, то заметите, что они обычно излишне сфокусированы на себе. Они и рассматривают других людей, как инструмент в достижении своих целей. Возможно, они усвоили (сознательно или бессознательно), что изменчивость настроения приносит им "выгоду".


Завоевание внимания

Люди с изменчивостью настроения практически всегда ставят свои чувства выше ваших или моих чувств. Если (не дай Бог) мы с вами начнем капризничать, они будут просто не в состоянии вынести это. Другие, напротив, постоянно беспокоятся о том, что подумают те и что подумают эти. Такое отсутствие обмена эмоциями (пренебрежение тем, что ты чувствуешь и чрезмерная озабоченность тем, что они чувствуют) является разновидностью жадности (как бы это не маскировалось).

Можно просто относиться к таким людям с пониманием и выслушать их – поможет людям с изменчивым настроением (если их настроение подсознательно не направленно на манипулирование другими людьми), но если они получают что-то (внимание, влиятельность, власть, статус) благодаря своим сменам настроения, то они не остановятся до тех пор, пока:

- их изменчивость настроения не перестанет приносить "выгоду";
- они не начнут достигать своих целей более взрослыми методами.

Я абсолютно убежден, что настроения (как и семейные фото) не должны выплескиваться на коллег по работе. Управление настроением – это часть профессионализма.

Я понимаю, что все это может показаться очень субъективным, но у меня есть свое мнение, и я не могу хоть иногда не использовать его. Итак, как можно наилучшим способом контролировать ситуации, связанные с изменчивостью настроения других людей?


Совет 1: Обдумайте свое мнение

Если Вы знаете кого-то, кто всегда задает эмоциональный тон в компании, то, будем откровенны, это человек диктатор. Или, выражаясь иначе, тиран. Если ваши советы, терпение, внимание не помогают такому человеку, и Вы страдаете из-за его дурного расположения духа (и ему, похоже наплевать на это), тогда подумайте, а нужен ли вам такой человек?

Дружба – двустороннее явление, каждый и отдает, и получает, а не так, когда Вы все время даете, а "друг" только получает. Если все же, по каким-то причинам, такой человек присутствует в вашей жизни, то обратите внимание на следующие моменты:


Совет 2: Не играйте по их правилам

Если мы будем недостаточно осторожны, то человек настроения начнет завоевывать терпимое отношение к себе. Это только кажется, что легче "сгладить острые углы", в качестве временного решения, а в конечном итоге это выльется в еще большие проблемы. Запомните, люди не будут меняться, если их поощряют за то, что они НЕ меняются. Твердо решите не подвергаться чрезмерному влиянию, перестаньте ходить на цыпочках вокруг этого человека, или выказывать ему особое отношение.

Одна женщина, которая пришла ко мне для прохождения курса терапии, рассказала о своей сослуживице, которая рассказывала ей бесконечные истории о своих выходных. Когда другие люди начинали рассказывать о том, чем они занимались, эта сослуживица выглядела скучающей и несчастной. Моя клиентка поняла, что в разговорах с этой сотрудницей она совсем перестала говорить сама и стала буквально "ушами на прокат".


Совет 3: Не поощряйте изменчивость настроения

"В следующий понедельник я хочу, чтобы Вы рассказали ей о своих выходных, после того как она расскажет вам все о своих, и неважно, как она будет при этом себя чувствовать".

Моя клиентка делала так в течение нескольких недель. Поначалу другая женщина вздыхала, скучала, раздражалась ("в какой-то момент мне показалось, что она вот-вот рухнет на пол"), но постепенно все это сошло на нет, и она даже начала внимательно слушать. Изменчивость настроений может принести пользу и выгоду, но только в том случае, если люди, окружающие такого человека, допускают это.

Давайте немного порассуждаем. Что, по вашему мнению, этот человек получает благодаря своим капризам? Ведь любое поведение преследует определенную цель. Внимание? Отлынивание от работы? Контроль над другими? Одна женщина рассказывала мне, что ее престарелая мать всегда начинала грустить, когда дочь уезжала. Дочери приходилось брать маму с собой, даже в собственный медовый месяц!

Не позволяя этой женщине использовать свои капризы на работе, моя клиентка заблокировала изменчивость ее настроений в сфере работы и сделала ее бесполезной способностью.

Совет 4: Просто спросите

Некоторые люди настроения могут использовать гнев, как инструмент влияния на вас. Они могут закрываться и не разговаривать, либо внезапно начать говорить плохо о том, что вам дорого. Один день – хороший полицейский, другой день – наоборот, и Вы уже не понимаете чего ожидать.

Все мы испытываем некоторые колебания настроения, но у этого типа смена происходит каждую минуту, и если обратите внимание на то, что происходит в конкретный момент (а не на то, что Вы ощущаете вследствие того, что происходит), то увидите, что настроение меняется в зависимости от ситуации и с целью оказывать влияние на окружающих.

Но если Вы посмеете показать изменчивость настроения, они будут удивлены, даже придут в ярость – Вы зашли на их территорию. Не говоря о том, что будет, если кто-то попытается перекрыть их настроение своим более сильным. Кто сказал, что нельзя делать то же самое?

Иногда такое бросание вызова капризам человека, может заставить его взглянуть на себя со стороны:

- "Я заметил, что ты грустный. Ты чем-то расстроен?"
- "По-моему тебе скучно. Может быть, мой рассказ утомил тебя?"
- "Я думаю, что своей раздражительностью ты портишь атмосферу в офисе сегодня"

Такие высказывания могут:

- разоружить того, кто действительно использует свое настроение, как средство социального принуждения;
- позволить вам попытаться помочь, если человек на самом деле имеет определенные проблемы.
- даже если такой человек говорит "Что ты имеешь в виду?" или отрицает, то его настроение становится проблемой само по себе, а не просто инструментом для получения того, что ему нужно.



Совет 5: Сочувствие



К сожалению, я обладаю отзывчивой натурой, и иногда мне приходится сознательно бороться с этим. Почему? Из-за принципа жестокости во имя достижения подлинной доброты.

Некоторые люди искренне огорчены, подавлены, иногда даже страдают от психоза, но мы все равно должны отделять это от того, как они ведут себя по отношению к окружающим. Если мы спускаем людям все, потому что они расстроены, разводятся со своей второй половиной, подавлены, все равно мы подвергаем их искушению начать подсознательно использовать свой "ярлык огорчения", как средство достижения целей.

Я работал с клиентами в состоянии тяжелого психоза. Однажды я сопровождал Варвару (с диагнозом шизофрения) в город. Я никогда не пытался пресечь ее гнев или грубость ранее (не думаю, что кто-то пытался), ведь она была сумасшедшей, не так ли? Она "не могла ничего поделать с этим". Правда? В этот раз, когда она осыпала меня проклятиями на глазах у прохожих, я все-таки повернулся к ней и сказал:

"Перестань браниться на людях и прекрати грубить мне! Я знаю, что ты не такая плохая, как хочешь казаться!"

Она выглядела шокированной. Затем, абсолютно спокойно, она извинилась и с тех пор была намного сдержаннее по отношению ко мне. Мы не "помогаем" человеку, позволяя ему все из-за какого-то ярлыка, присвоенного ему. Многие люди, даже будучи расстроенными, не кричат на других, и даже многие пациенты в состоянии психоза остаются вполне вежливыми и сдержанными. Иногда установить рамки – значит быть по-настоящему добрым по отношению к таким людям. Позволять слишком много – это путь к дискриминации.


Совет 6: Не принимайте это на свой счет. Дело в них, не в вас

"Мой босс – как погода!"

"Ветреный и плакса?"

"Нет, я имею в виду, что он все время меняется! Сегодня он само очарование, а завтра он хлопает дверью и ни с кем не разговаривает. Я уже голову сломал, пытаясь понять, что я делаю не так!"

Мы ценим вежливость от людей с изменчивым настроением больше из-за редкости такого события, но никто не должен получать какое-то особое вознаграждение за эпизодические моменты хорошего настроения. Если бы мы так сильно реагировали на изменения погоды, мы бы ничего не изменили этим. И кто вообще будет брать на себя ответственность за погоду? Даже если Вы и "сделали что-то не так" это никак не связано с тем, какую истерику такие люди могут закатить.

Люди настроения могут играть на подтексте. Это изначально подразумевается, что Вы в чем-то виноваты. А так как во многих из нас очень легко вызвать чувство вины, даже подтекст того, что Вы в чем-то провинились, может пошатнуть вашу уверенность и выбить из колеи. С помощью Совета 4 Вы можете разрушать эти стратегии с подтекстом.


Совет 7: Устройте себе передышку

Если Вы живете или работаете с человеком исключительной изменчивости настроения, убедитесь, что у вас есть время, чтобы расслабиться, повеселиться, отдохнуть и отстраниться при необходимости. Какой бы не была причина изменчивости настроения, для окружающих это очень изнурительно, а Вы можете оказаться даже второй половинкой такого "капризника". Необходимость постоянно быть "рассудительным взрослым" выматывает, и если Вы недостаточно осторожны, Вы можете стать таким же изменчивым человеком. Я подчеркиваю еще раз: даже очень расстроенные люди (и даже люди с тяжелейшими психозами, которых я встречал в своей практике) все равно знают, что у окружающих есть и свои нужды, и потребности.

И, наконец, помните, что все меняется – частая смена настроений в юности может со временем смениться спокойствием и самообладанием. И если Вы относитесь к такому типу людей с изменчивым настроением, не забывайте, что то, что кажется постоянным в определенный момент, никогда таковым не является.

Контактная информация